Забытые шедевры старого города

Самара на рубеже XIX-XX веков представляла собой кипящий жизнью, стремительно растущий город, в котором сходились речные и железнодорожные пути. Бурное развитие торговли не могло не отразиться и на облике города: строилось всё больше новых домов, отражающих вкусы тогдашней элиты. Прошло целое столетие, наполненное громкими и порой трагическими событиями, а дома эти, сменив множество хозяев, и поныне стоят на улицах Самары. Увы, далеко не все из них могут похвастаться тем, что время их пощадило. Только единицы благодаря усилиям реставраторов блистают былой красотой и величием, как, например, дом Курлиной, в котором ныне расположился «Музей модерна», или особняк Клодта. Прочие же пребывают в забвении, скромно пряча осыпающиеся фасады в тени своих более удачливых соседей. Но это вовсе не значит, что они не заслуживают внимания! Подчас именно такие дома являются настоящими шедеврами зодчества, отражающими дух своей эпохи, настоящей кладезью уникальных архитектурных решений.Прекрасный пример дома, являющимся ярким представителем архитектуры модерна, - двухэтажный особняк Новокрещеновой, стоящий на улице Фрунзе. Здание привлекает взгляд асимметричным фасадом с сильно выступающим эркером над входом. Архитектор М.И. Квятковский богато украсил дом растительным орнаментом. Когда-то особняк был частью большой городской усадьбы, после революции же его перестроили под квартиры. Одно время в нём жил композитор Пономаренко, автор музыки к знаменитой песне «Оренбургский пуховый платок». До недавнего времени здесь находился Департамент развития туризма Самарской области, что объясняет его весьма приличное состояние. Летом причудливо изогнутые каменные стебли и цветы частично скрыты растущими перед домом деревьями, зато зимой особняк Новокрещеновой предстаёт во всей своей красе.Ещё один замечательный образец модерна, сохранившийся до наших дней в хорошем состоянии, но не пользующийся широкой известностью, - особняк доктора Э.Г.Эрна на улице Чапаевской, построенный по проекту архитектора А.А.Щербачёва. Его отличительная особенность - полукруглый эркер, далеко выступающий из угла здания. Когда-то он был украшен барельефом в виде орла, не дожившим, к сожалению, до наших дней. Зато лепнина на левом фронтоне и над полукружьями окон сохранилась практически в первозданном виде. Эрн не только сам жил и работал в этом доме, но и сдавал часть помещений под врачебные кабинеты своим коллегам. В 1941-1943 годах в здание было перенесено из Москвы посольство Польши, в этот период здесь были подписаны важные соглашения, повлиявшие, быть может, на ход войны. Сейчас дом, можно сказать, вернул себе исходное предназначение - в нём располагается отделение Самарской областной клинической больницы.Гораздо меньше повезло дому купца первой гильдии Жоголева на Галактионовской. Об этом красивейшем особняке, построенном в 1909 году по проекту ученика Александра Щербачёва - Георгия Мошкова, известно крайне мало. Но отсутствие интересной истории не мешает любоваться стройными колоннами и изящной лепниной, выполненной с явным влиянием весьма редкого в Самаре стиля барокко. К сожалению, время добавило к облику дома и другие «украшения» - стены его понизу исписаны граффити, а резная деревянная дверь заменена глухими железными створками.Состояние другого творения Мошкова - здания винных складов на улице Венцека - иначе как плачевным не назовёшь. А некогда этот дом можно было назвать одним из главных украшений Самары! Первый этаж, на котором располагался винный магазин и дегустационные залы, был отделан достаточно скромно, но на втором фантазия архитектора разгулялась по полной! Радовало глаз прохожих и роскошное оформление угла дома с огромной полукруглой аркой, окружающей окно, и поддерживающие крышу женские фигуры - кариатиды, и разнообразные лепные украшения. Сегодня же большая часть фасада стыдливо прикрыта тканью, и только кое-где по краям этой завесы можно разглядеть остатки былого величия.Чуть дальше по улице Венцека вытянулся фасад даже не особняка, а целой городской усадьбы, принадлежавшей видному самарскому купцу и меценату Павлу Ивановичу Шихобалову. Строительство главного здания усадьбы велось с 1903 по 1905 годы, авторство же проекта находится под вопросом. По распространённой версии архитектором его выступил Александр Щербачёв, который позже руководил строительством. Но большое сходство дома Шихобалова с особняком Морозова в Москве, построенного архитектором Чичаговым, даёт пищу для определённых сомнений. Нельзя сказать, что усадьба совсем не пользуется известностью - многие самарцы хотя бы слышали про так называемый «дом с атлантами». Но вот на внешнем виде эта популярность никак не сказывается, даже те самые атланты, поддерживавшие некогда балкон над главным входом, уже давно исчезли с фасада. К счастью, не бесследно - их отреставрировали, и теперь они хранятся внутри особняка. Осень 2013 года было восстановлено левое крыло усадьбы. Когда же руки реставраторов доберутся до остальных частей здания, пока, увы, неизвестно.Наряду с описанными выше купеческими и дворянскими особняками, в Самаре есть немало интересных домов, в которых некогда жили простые люди. Вот, к примеру, скромно стоящий в глубине двора на улице Фрунзе симпатичный домик - крайне редкий не только для Самары, но и для всей России пример фахверковой архитектуры, характерной для северной Европы. Его конструктивная особенность - деревянный каркас, пересекающиеся под разными углами балки которого несут всю нагрузку. Эти балки видны с наружной стороны дома и придают зданию своеобразный вид, темным узором проступая на фоне светло-желтых окрашенных стен. «Фахверковый домик» был построен в начале ХХ века немцами, служившими прислугой в доме адвоката Осипа Григорьевича Гришфельда.Конечно, список необычных архитектурных памятников старой Самары не исчерпывается перечисленными домами. Есть ещё особняк Субботиной-Мартинсон, построенный в стиле неоготика, дом Забродиных, в ступенчатом фасаде которого чувствуется влияние скандинавской архитектуры и многое, многое другое... К сожалению, число подобных шедевров зодчества уменьшается с каждым годом. Ещё совсем недавно стоял на улице Степана Разина особняк лесопромышленника Фирса Наймушина, построенный в стиле модерн с элементами немецкого неоромантизма. В годы Великой Отечественной войны в особняке располагалось посольство Великобритании. В 2007 году здание сильно пострадало от пожара, и было брошено на произвол судьбы. В 2013 году новый владелец здания, купивший его у города, начал снос особняка, и хотя потом по решению суда работы были приостановлены, сделанного уже не исправить. Остаётся только надеяться, что в отношении других памятников архитектуры подобного исход получится избежать, и они ещё долго будут радовать своим видом жителей и гостей Самары. Работа Свежие Вакансии Санкт-Петербург Работа Свежие Вакансии Санкт-Петербург Работа Свежие Вакансии Санкт-Петербург
ffb749aa0998363b7472dd1274123b69